Артёмов (о своей) музыке
Музыка - это посредник между Богом и человеком. (1989)
Я верю в преображение тварного мира посредством музыки. (1988)
Музыка более близка религии, чем любое искусство. Музыка более близка к Богу. (1990)
Звук (как музыка) являет последнее откровение в этом мире. Другие же средства выразительности (слово или цвет) - только намекают. (1993)
Вначале был звук, и этот звук был заклинанием духов («ом»). Звук был магией. - И он стал молитвой - очистительной силой, просветляющей душу. - Теперь он - заклинание, послание, молитва - и глубочайшее вместилище переживания. (1993)
В музыке - как в каждой отдельной жизни - «цель» и «движение» взаимозаменяемы, и невозможно утверждать, что что-то из них более важно: каждая ступень «движения» - это цель, многие ступени образуют движение целей к главной цели, которая является главнейшей и окончательной, - к катарсису. (1993)
Жизнь таинственна в своей сути. Музыка в своих лучших творениях приоткрывает эту тайну. Обнаружить тайную суть Бытия - в этом смысл религии. Музыка таинственна и религиозна. Она - способ религиозного познания мира. (1993)
Религия - это таинственная цепь, связывающая (religamen) нас с Непознаваемым, - тем, что выше нас и к чему мы постоянно взываем. Такова и Музыка. (1993)
Трагедия собственного существования изживается в творчестве. (1995)
Композитор - это религиозный деятель. Он стремится приблизиться к Идеалу путём творения того бытия, которое является наиреальнейшим, - музыки. (1995)
Музыка должна не опустошать, но наполнять душу. Это достижимо лишь для духовно богатой натуры её создателя, (1989)
Человек - творец, ибо создан по образу и подобию первого и лучшего Творца. (1990)
Если музыка - откровение, то она - дар. Жертвуя собой, вы одариваете. Это волевой акт, самопреодоление. Любое открытие связано с жертвой, и это - акт религиозный. (1996)
Название сочинения - не открытие свойств или целей музыки, но - прикрытие. Это - отсылка, намёк на одно из свойств того мира, который явлен музыкой. (1986)
Музыка не выносит изложения, пересказа наблюдения или комментария. Музыка требует откровения, концентрации душевного опыта. (1994)
Музыка должна быть пронзительна. Все покровы должны быть устранены и достигнута наивысшая острота переживания. Творить обнажённым нервом! (1994)
Музыка должна быть содержательной. Её содержательность - в выразительности и напряжении. Ни звука без ясного настроения, порыва, стремления! (1994)
Литература - многослойна, полисемантична. Слово - многосмысленно. Однако самое ценное слово - то, что «было у Бога»: это слово было «Бог», или - заклинание, звук, «ом». Музыка - и будучи полидинамичной - односмысленна. Звук - абсолютен, он содержит однозначное переживание. (1994)
В любой музыке есть элемент игры. Но суть музыки - не игра, а раскрытие последней истины существования. (1994)
Мой Requiem - это музыкальный памятник трагической истории России. Я старался написать музыку величественную, как дух нашего народа, и трагическую, как его судьба. (1988)
Обращаясь к Богу, вы обнаруживаете свои самые искренние чувства, и тем самым ваша музыка может стать даром. Не всякое обращение к человеку обещает стать таким же и породить некую ценность. Сохраняет ценность лишь то, что создано для Бога. Но всегда музыке нужна внутренняя сила, страсть и красота. (1994)
Каждое сочинение должно быть открытием. Каждое новое сочинение - новая ступень в самораскрытии, самодвижении, самосовершенствовании. Повторение - отсутствие внутреннего развития, автоплагиат. (1989)
Существует притяжение звуков, аккордов, тембров, ритмов. Физическая природа этого неизвестна, но духовная - очевидна. Можно предполагать, что разного рода притяжения составляют единое поле притяжений. Движение, состояние, смена гармонии или развитие мелодии определяются притяжениями, которые суть проекция духовных стремлений. (1989, 1997)
Звук - естественное место бытования духа. Дух живёт в звуке. (1997)
Звук - это то, за что нельзя спрятаться, им нельзя обмануть: вся личность композитора в нём открыта, как на ладони. Надо лишь уметь услышать. (1988)
Музыка - экстаз, освобождение от «конечного сознания» (Плотин), способ включения в Бесконечное. (1996)
Человек взывает к Богу. Самое страстное и многообразное, самое сильное, глубокое и искреннее взывание - посредством музыки. Это - энергия человека, посланная к Богу, как ответ на излияние Божественной энергии. (1996)
Музыка как фея является в тишине, покое и сосредоточенности. Шум и суета - её погибель. (1994)
Музыка - не знак, не текст, не отражение бытия. Это - единственный истинный путь познания смысла существования. (1990)
Музыка - это средство духовного преображения мира. (1991)