Культура, воспитание
Пытаются отвлечь подростков от улицы – спортом. Но это средство – и то ненадёжное – для самых отъявленных, а кто будет заниматься остальными, неприкаянными?
Нельзя забывать об умственных способностях. Древние греки говорили о бездельнике: он не умеет ни читать, ни плавать. В те времена чиновники несли религиозные обязанности, пели в хоре, тысячи людей собирались на театральные представления. Многочисленные игры — как, к примеру, Пифийские — были посвящены исключительно искусствам. (Олимпийские игры, кстати, посвящались главному богу — творцу богов и людей Зевсу, а не царю Мидасу — как ныне).
Греческая эстетика была наукой о красоте Вселенной, божественного мира, человека. Оттого и включала она в круг своих интересов и математику, и музыку, и астрономию, и поэзию.
Развитие способностей ребёнка с раннего возраста — главная задача воспитания и образования. Школа не в состоянии удовлетворить насущные потребности, тем более раскрыть способности каждого ребенка. Её система образования в теперешнем виде способствует скорее варваризации и дебилизации: она включает в себя множество специальных дисциплин, время на которые тратится впустую, поскольку они большинству не нужны. Но эта система не включает в себя — как важнейший элемент воспитания — историю развития человека, его сознания и нравственности, т.е. историю мировой культуры.
Даже такой мыслящий историк как Л.Гумилёв описывая зверства Чингисхана, замечает, что современные ему ханы Средней Азии были бездарны, поскольку о них ничего не известно. Отсюда следует: если люди живут мирно, трудятся — это бездарно, но если негодяй отрезает родственникам носы, уши, выкалывает глаза, убивает реальных или предполагаемых соперников, то он — талантлив и достоин восхищения.
Существовала древняя традиция прославления подобных героев и победных войн. Однако уже давно нравственные требования изменились. Теперь война — это безусловное зло, она несёт всем боль, унижение. Она не решает проблем, но может лишь служить удовлетворению ущемлённого тщеславия отдельных «героев». Но историки продолжают смаковать их деяния, не вынося им честного приговора. И уверяют, что войны творят Историю. И школьный учебник описывает походы Александра Македонского, Чингисхана, Гитлера и других мерзавцев, представляя их нормой человеческой жизни, а не следствием дикости и душевной болезни, и не воспитывая у школьников стыда за эту историю.
Но есть другая история — история культурного и нравственного развития человека, история, в которой сосуществуют лучшие достижения человечества — греческая скульптура и живопись, египетские и мексиканские пирамиды, Библия, Коран, Шахнамэ, готические соборы, Платон, Леонардо, Коперник, Будда, Моцарт — всё, что составляет сокровищницу человеческого гения, чем оно гордится и что ещё не смогли разрушить негодяи. Это и есть настоящая история, достойная человека как божьего творения, но она — на периферии образования, как случайное упоминание.
Требует особого контроля и телевидение. Дети обладают необычайными способностями мимэсиса (подражания) . Что им показывают — как норму жизни — убийства, море крови, бандиты, порно (= эротика) — они так и поступают: грабят своих товарищей, пенсионеров, убивают (и гордятся этим!). Поэтому умные родители стараются оградить своих детей от развращающего воздействия нынешнего телевидения, которое в существующем виде – самый действенный метод достижения атрофии сознания.
Реклама опасна и с психологической и с нравственной точек зрения. Она соблазняет, а это — великий грех. Детей заманивают какими-то вещами, которых у них нет, к ним хочется прикоснуться — а нет возможности, денег нет. Где взять? Нельзя заработать — надо украсть: пополняется уголовный мир. К нему (этому миру) быстро приспосабливает и уголовная музыка(“шансон”), которая ныне вполне “в законе”.
Реклама социально опасна, реклама пива и лекарств — недопустима! (Когда мой знакомый доктор заканчивал медицинский факультет Колумбийского университета, ему пришлось на экзамене делать анализ причин болезни и смерти пациента. Как только он закончил, профессор заметил : «Вы сделали одну недопустимую ошибку — Вы не обратили внимание на то, что умерший был хроническим алкоголиком: он выпивал ежедневно две бутылки пива!» Стандартная американская бутылка — 12 fl.oz.(0,355 литра). Вспоминаю об этом, видя, как российские барышни не стесняясь — а, даже, как бы хвастая этим — «дуют» пиво из двухлитровых бутылей. Вот — ещё одна из причин деградации).
Из советского времени пришло и, видимо, сохранилось в общественном сознании выражение «культурно отдохнуть». В старом фильме комический герой-пьяница говорит: «Культурно отдохнули: выпили, хорошо выпили, но морду никому не били». Вот — высота культуры! Теперь появились «культурно-развлекательные центры» — очевидно, в том же смысле — без мордобоя. Но, разумеется, без претензии на настоящую культуру, поскольку развлечения (и выпивка) отнюдь ею не являются (см. ниже).
Отечественные хитрецы для оправдания своего безобразия (и дабы обойти писанные и неписанные законы) могут придумать что-нибудь вроде «культурного мордобоя» - вот и пропагандирует телевидение в дневное время (!) отвратительный мордобой под маркой «спорт». В первые столетия христианской эры под влиянием христианства прекратились кровавые жертвоприношения на ипподромах, в римском Колизее. А вот «бокс», вылезший из портовых притонов и остающийся таким же грязным бизнесом, теперь считается оправданным злодейством. Потому, что назвали его «спортом». Мы же верим в слова!
Когда-то воспитываемые в юношах честь, достоинство, порядочность уступили место пошлости, подлости, преступлению. И все это — пиво, «музыка», игорные притоны, реклама, сериалы — средства дебилизации населения, прежде всего подростков. В советское время это расценили бы как диверсию. А почему бы и нет? Повсеместно идёт прицельная война с культурой. Мода — отнюдь не стихийна, но управляема (в том числе — мода на хулиганство). Но гражданам, создающим эту моду и на этом зарабатывающим, безразлична судьба страны. [Но, кажется, и не только им. «Да у нас все тупые!» - весьма распространённое убеждение. И то правда - левое полушарие у российских граждан, как правило, развито слабее правого].
Дети кончают школу дикарями, если ими специально не занимаются родители (что не так-то легко в существующих условиях, особенно — вдали от крупных городов). В советское время существовали дворцы пионеров, всякие секции, кружки. А чем дети заняты теперь? — Дискотеки. Но это не место “культурного досуга”. Там найдутся и наркотики, алкоголь. Да и звуковая долбёжка (которую они называют «музыкой», а по радио им внушают, что это — «харошая музыка!») тоже не безвредна и обладает наркотическим действием (по причине своего происхождения). В своих публикациях психотерапевты результат её воздействия описывают как разновидность шизофрении. (Родители знакомого школьника поинтересовались его досугом в дискотеке г.Сочи в парке «Ривьера» и пришли в ужас. Ребёнок после этого «культурного» отдыха несколько дней ходил подергиваясь). Известно, что африканские шаманы использовали однообразно повторяющиеся (как и ныне) звуки барабанов, чтобы ввести в транс намеченную жертву в процессе человеческих жертвоприношений. Поэтому дискотеки требуют неустанного контроля, в том числе опытных психотерапевтов. Но лучше – в интересах будущих поколений – их запретить, как очаги разврата, вместе с ночными «клубами» и казино.
Усиленно насаждают полностью деградировавшую бытовую музыку, не музыку, а скорее звуковую долбёжку. Внедряют в детское сознание с пелёнок, превращая деток (с добавлением пива и наркотиков) в совершенных уродов. Происходит дебилизация всей страны под властью людей невежественных, примитивных, пошлых, обеспокоенных лишь своими доходами!
Вот по телевидению добренькие тётеньки-воспитательницы 10 -12 летних школьников (лицеистов) рассказывают: «У нас по вечерам культурная программа — дискотека». «Танцы-шманцы-обжиманцы» для десятилетних — культурная программа? Какой-то бес тётенек попутал. Какая же это культура?
Тем временем звуковая долбёжка распространилась повсеместно — даже новости по «Авторадио» читают под непрекращающийся однообразный стук (видимо, чтобы их не было слышно!). Эта «музыка» психологически опасна, не говоря о том, что она бездарна, примитивна и портит вкус. Многие школьники, принимая однообразную долбёжку за музыку, вообще никакого представления о настоящей музыке не имеют. Этот наглый стук из дискотек мешает мирным гражданам и по ночам, вызывая всеобщее возмущение. Этот стук должен быть законодателем запрещён, как нарушающий безопасность страны.
Нужно создавать культурную нацию, а не вырожденческую. Вместо спорта необходимо вовлекать подростков в процесс культивирования в себе эстетических представлений и нравственных ценностей. Для этого нужны центры эстетического воспитания. Таковыми могут стать общедоступные Детские эстетические академии, куда могли бы поступать дети с 5 лет.
В академии должны быть школы — музыкальная, балетная (танцевальная), театральная, художественная студия (рисунок, лепка), словесная студия (литература, риторика), а также школы шахмат (как искусства), астрономии, биологии, природоведения (экологии), археологии, антропологии. Это базовый культурный минимум. Самые маленькие занимаются музыкой, танцем, учатся читать стихи ( Р.Штайнер, пропагандировавший подобные школы еще в начале 20в., считал, что чтение детьми стихов не только прививает им вкус к хорошему языку, но и с раннего возраста формирует мышление. А многие наши дети не умеют говорить, у них нет слов для выражения мыслей и переживаний, речь и, следовательно, мышление — неразвиты).
Эстетическая академия может быть как началом пути профессионала, так и необходимым образовательно-воспитательным центром для всех. Главное в воспитании — общение с наставником, приобретение навыка целеустремлённо работать.
Человек, созданный Творцом “по образу и подобию” Своему, сам создан творцом, в этом его особенность от всего живого и в этом его жизненная цель - творить!
Если этого нет - остаётся прозябание, отлынивание от своего долга.
Задача любого правительства - обеспечить условия для творческого развития каждого члена общества. Так должно быть записано в Конституции. Только творческое общество способно выжить в перенаселённом мире.
Как может возникнуть творческое общество?
Только обнаружением специфических способностей у каждого члена общества.
Каким образом? Изменением всей системы воспитания и образования.
Нынешняя система несостоятельна, она готовит лишь образованных потребителей. Она должна быть заменена системой, позволяющей раскрытию каждой индивидуальности в небольших группах (5-7 человек), начиная с 5 лет, с одним наставником, задача которого помочь определить ученикам свои пристрастия в науках, искусствах, ремесле и т. п.
К 12-ти годам они должны быть ясны, и настанет время специализации.
Ученик не должен тратить время на лишние для него предметы, он должен быть психологически собран и большую часть времени проводить с наставником. Наставник готовит нравственную личность с широким гуманитарным кругозором.
Откуда возьмутся наставники? Их надо готовить. Собрать энтузиастов, с ними готовить программы, имея ясное представление о цели такого воспитания. Всё создаётся энтузиазмом.
Это - не скорый процесс, но нет вариантов. Иначе - окончательное вырождение.
Создавайте кружки, группы, школы взаимного обучения (ланкастерские), заставляйте детей думать. Можно начать претворять идею о Детских эстетических академиях. В них могут быть подготовлены кандидаты в учителя будущих спецшкол.
Занимаясь любимым делом в академиях, дети будут находиться в широком многокультурном общении, им не понадобятся уличные “тусовки”, они не будут стремиться в развратные дискотеки. К тому же, в академиях (в отличие от обычной школы) им будут прививаться нравственные основания жизни, что особенно актуально.
Будущее — за странами с серьёзным, сознательно работающим населением. Откуда оно возьмётся? Оно создаётся культурой. (Заметим, как активно японцы осваивают казалось бы чуждую им европейскую культуру. Они хотят выжить!). Культура — всеобъемлющее понятие, включающее в себя всего человека, в том числе его нравственные установки.
Вспомним, что наше понятие «культура», характеризующие самую благородную человеческую деятельность – воспитание, происходит от латинского (cultura) сельскохозяйственного (!) термина, означающего “возделывание”, “взращивание”, “воспитание”, именно — культивирование положительных качеств. Культура создаёт человека, формирует его сознание. Она же — единственное, что остаётся от его пребывания на земле. [Многие делают ошибку, производя “культуру” из “культа”. Последнее в иерархии значение слова cultura -“наклонение”, “поклонение”, “почитание”, и, следовательно, соотносятся первое и последнее значения как сущность действия и внешняя форма.]
Мы находимся на пороге новой эпохи. Существующие понятия, методы, представления устарели, требуют коренного пересмотра. Язык перестал выражать новое содержание. Множество жаргонов, сленгов, существующих в разных средах, ведут к отсутствию взаимопонимания. На основе литературного языка необходимо создавать новый общепонятный язык культуры. Должна быть проведена некая кодификация языка, установлены толкования и нормы, искажённые за последние сто лет волнами малообразованного населения, поднятого изменившимися условиями к общественной деятельности.
[Ещё в пятидесятые годы в объявлениях писали “требуются слèсари”, теперь же – только “слесаря”,”монтерà”,”шоферà”, и ещё -”выпасà”, т.е. места, где пасётся скот, прежде – “выпасы”(с ударением на первом слоге), и множество подобных слов, сотворённых двоечниками: “мичманà” (вместо “мùчманы”), “столярà” (вместо “стòляры”), “редакторà” (вместо “редàкторы”) etc. Если “мылà”, ”кремà”, ”маслà” возможны лишь как производственно-торговые термины, поскольку не имеют в русском языке множественного числа, то появившиеся в ресторанных меню “соусà”(по-русски -“сòусы”), “супà” (по-русски -“супы”), “блюдà” (по-русски “блюда”с ударением на первом слоге) совсем невыносимы. И, должно быть, недалёк день, когда “творчество масс” расширит список подобных варваризмов и появятся в именительном падеже множественного числа “медведя”, “лебедя”, “зубà”, “дубà”, в самом худшем случае - “пикà” (сейчас – “пùки”), “сукà” (сейчас – “сукù”), “жукà” (пока ещё – “жукù”), но, возможно, - и множественное число для “эхо”- “эхà”. И словари – типа Ожегова – не раздумывая включат их как творение “народа”, не учитывая, что уже больше двухсот лет, как русский культурный язык создаётся поэтами, а “народом” лишь искажается.]
Под псевдонимом “искусство” появляется множество разных материальных предметов, которые выставляются и чьи изображения украшают книги по “искусству”, как то “кинетическое искусство”, “актуальное искусство”, “визуальное искусство”, “концептуальное искусство” и т.п.
На самом деле искусством называется ремесло в высшей фазе своего развития. Но новые “искусства” не являлись ремеслом, это - изобретения, любопытные иногда и талантливые, плоды выдумки и рукоделия, и таковыми должны считаться наряду с вышиванием “гладью” или “крестом”. А потому должно быть “кинетическое рукоделие”, “актуальное рукоделие”, “абстрактное рукоделие”, тем более, что зачинатели последнего успешно старались изгнать из своих изделий любые намёки на “духовность”, превращая смысловое искусство в дизайн.
Но искусство - это плод именно духовной деятельности (или во всяком случае – интуиции). Даже “кулинарное искусство”, “цирковое искусство”, “искусство (а не спорт!) игры в шахматы” и т.п. - результат развития соответствующего ремесла. И устроитель выставок “актуального искусства” (А. Ерофеев) предупреждает, что его детище - это не то искусство, что великое прошлое, но другое…Если не великое - значит не искусство, а новые поделки, рукоделие. Так их и называйте. Поделки, разумеется, великими не бывают.
(Значение английского слова art много шире русского “искусство” - а именно от него происходят названия новых “искусств”, для русского сознания искусствами не являющимися, - так же, как русское “интеллигенция” шире английского понимания этого заимствованного из русского языка слова и английского же intellectual).
И, наконец, “интеллигенция”. Абстрактное латинское понятие intellegentia – знание, понимание, умение, идея ,познание и т.п. (от intellego – воспринимать ,познавать, знать, мыслить) - в России олицетворилось, превратившись в группу граждан, обладающих указанными свойствами. Впоследствии эти лучшие человеческие качества были в пропагандистских целях приписаны политической организации, успешно старавшейся вытравить из людей даже воспоминание об этих качествах, а в БСЭ “интеллигенции” был придан уже сословный оттенок: члены Политбюро и генералы превратились в “интеллигентов”.
Вероятно, поэтому один современный философ, отмечая столетний юбилей исторического по значению сборника “Вехи”, написал, что теперь в России “нет интеллигенции, нет общества, нет народа”.
Самым справедливым, однако, надо считать определение “интеллигенции”, данное более ста лет назад Р.В. Ивановым-Разумником в его “Истории русской общественной мысли”: “Интеллигенция есть этически – антимещанская, социологически – внесословная, внеклассовая преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности. Это – жизненный нерв народа, орган народного сознания и совокупность живых сил народа”.
Таким образом, новые устойчивые дефиниции (или забытые, но более точные старые) - чрезвычайно актуальны, ибо люди перестают понимать друг друга. За последние десятилетия искажение понятий как “интеллигенция”, так и “культура” привели к их полному отрицанию.
Взгляните на заголовки разделов “культура” в новостях:
“Мебель шоу-мена продана в Лос Анджелесе за несколько сот миллионов долларов”,
“Пугачёва не хочет взять фамилию Галкина”,
“Срубили главную ёлку страны”,
“Исполнилось бы 90 лет цирковому комику”,
“Брильянты Зыкиной пойдут с молотка”,
“Чубайс признался, что женился на Дуне” и тому подобный вздор.
Какое отношение всё это имеет к культуре? Или это вы попали в сумасшедший дом, или это – только они? Или – вся страна?
Похоже, что и другие страны – тоже. Культура заменена сообщениями о “группах” с их “байдой” (что в интересах их продюсеров) или “актуальным искусством” (в интересах его продавцов), которое и не “действительное”, и не “искусство”, а рукоделие. Всё – для рынка! Потому и названо “искусством”.
А мы живём не в рынке, а в культуре, и о рынке знать – не знаем и не хотим узнать, не наше это дело! А хотим знать о культуре в её многообразных проявлениях – в искусстве, науке и нравственности. В этом смысл существования человека.
А вот из-за этакого журналистского похабства люди перестали верить в существование культуры. В стране – не в селе, не в пгт, не в райцентре -- а в целой стране как будто ничего не происходит: не создаются картины – и о них не спорят, не создаётся музыка – и её не обсуждают, не пишутся новые пьесы, нет новых архитектурных проектов. Куда ни глянь - ничего нет, как говорил Воланд. Nihil! Одна “байда” да “синемà”.
[Науке “везёт” больше (особенно - космосу): она в СМИ выделена в особый раздел. О нравственности – нет и намёка: её – нет, но зато много безобразий, описываемых весьма подробно.]
И во всём - пародия: на культуру, на народ, на правительство, на равенство, права человека, выборы и т.п. Вся страна – если смотреть TV или читать прессу – во всём – пародия, пародия на страну. [И, разумеется, на разные виды искусства – на поэзию (Пригов), на музыку (Губайдулина), на живопись (Ан.Слепышев, Ю.Жарких),на кино и театр (множество)].
А как организм страна не может функционировать без нравственности, без действенного осуждения всяких попыток лжи и воровства, без публичного и законодательного осуждения насилия и несправедливости. Иначе – страна как сообщество деградирует и разваливается.
Противодействовать номенклатурному насилию в этих условиях может лишь культура.
Страна без культуры – страна без будущего, без истории. Культура создаёт народ.
Налицо катастрофический кризис – как в самой культуре, так и с культурой – в обществе. Это значит – кризис в самом обществе. Искусство стало бездуховным, превращаясь в симуляцию искусства, пародию на него. Из искусства ушёл человек, и оно стало безрелигиозным. Человека заменяют симулякры и монстры: исследования материала, конструкции, тощие содержанием, переживанием, концепции без концепта, форма без сущности, следовательно, - без культуры. Или повальное “развлеченчество”, именно там, где его быть не должно – даже в симфонических концертах: очевидное корыстное увлечение легковесной поверхностной музыкой, абсолютно бессмысленной, не требующей от исполнителей затрат энергии, и не производящей в слушателе никакой внутренней работы. Это именно то, чего бы хотели и что насаждают номенклатура и нувориши c их убогими культурными интересами.
К.Малевич в начале XX века с польской лёгкостью освободился от “духовности”, так же – с французской лёгкостью – поступил Э.Сати. Полная свобода – от чувств и мыслей. Пустота. Пустоте дух не нужен, хотя он и рождается из пустоты. Но то – иная, монументальная Пустота, “шуньята” – космическая пустота, в которой рождается Дух.
В рукотворной пустоте Бог не рождается, она остаётся пустотой и сплошным разочарованием (вспомним известное “произведение” нигилиста Кейджа для молчащего рояля).
Однако именно их и похожих на них теперь усиленно рекламируют.
Культура – это развитие, а не развлечение. Это работа чувств и мысли. Культура сама не появляется, она требует насаждения, увлечения ею.
[Но раз-влечение, т.е. от-влечение от культуры, этого не требует, и потому – оно вполне товар рыночный, относящийся не к культуре, а к субкультуре. Хотя между этими двумя и есть как будто бы терминологическая близость, и весьма далёкие истоки отчасти совпадают, однако они так же противоположны по духу, целям и значению, как пост и карнавал.]
В культуре предложение рождает спрос, а не наоборот. Если вы играете, к примеру, Пьяццолу, Нино Роту и подобных им – будет спрос на Пьяццолу, Нино Роту и прочих, однако те, кто желает слушать Дворжака и Брукнера, будут лишены этого. А в результате и те, и другие – отторгнуты от культуры. Культура заменяется, таким образом, ширпотребом.
Ширпотреб приносит доход при минимальных затратах, и это называют “рынком” и “спросом”. Сами музыканты способствуют деградации. Их (музыкантов), следовательно, надо воспитывать и ставить в такие условия, чтобы их сознание изменилось. Власть “масс” над культурой должна быть ограничена, н, напротив, власть культуры над “массами” усилена.
Как-то я упоминал древнегреческие Пифийские игры. Они были посвящены Аполлону, покровителю поэзии, музыки, предводителю муз. Существует проект основания нового международного движения — Пифийского — и устройства ежегодных Пифийских игр, посвященных самым великим достижениям человечества в искусствах и науке — в изобразительном искусстве, музыкальном (опера, балет) и драматическом театрах, серьёзной и традиционной музыке, а также — в различных науках на популярном уровне.
(Рекламируемые «Дельфийские игры», посвящённые, как видно, спортивным детским состязаниям, абсолютно ничего общего с Пифийскими не имеют).
В концертах и событиях Пифийских игр должны принимать участие только самые знаменитые музыканты и коллективы из разных стран, концерты могут транслироваться на все континенты. Они наверняка соберут публику из многих стран, способствуя развитию культурного туризма.
[Такие игры предполагается проводить в одном, специально для этого построенном комплексе, например, в районе п. Дивноморское, среди зеленых холмов в 1-2 км. от берега, каждой осенью в октябре. Комплекс должен включать несколько концертных и выставочных залов, гостиницы. В другое время он может использоваться для выставок, конференций и т.п. Он освободит от перенапряжения г.Сочи, даст толчок развитию инфраструктуры территории, поднимет весьма условную культуру края на мировой уровень.
Таким образом, это не только культурный и бизнес проект, но и проект политически важный — как для развития края, так и для престижа всей страны. Инициативная группа проекта включает в себя всемирно известных музыкантов, таких как Д. Мацуев, М. Плетнёв, В. Ашкенази, Л. Исакадзе (и других лауреатов конкурса им. П. Чайковского)].
И ещё раз:
С культурой, по происхождению самого термина, связаны сельскохозяйственные понятия - прививка, взращивание, насаждение, характеризующие самую благородную человеческую деятельность - воспитание. Нравственное, творческое. Напомню, что cultura и означает “возделывание”, “взращивание”, “развитие”, и лишь последнее его значение - “наклонение”, “поклонение”, “почитание”. Таким образом, главное значение и производное соотносятся как сущность действия и внешняя форма. Многие делают ошибку, производя первое из второго.
И в заключение напомним предсказание Бердяева 1924 г.:
“В России образовался новый…антропологический тип. Произошёл подбор биологически сильнейших…изменилось выражение русского лица…
В России появился вкус к силе и власти, буржуазный вкус, которого у нас не было…
Дети этих молодых людей будут производить впечатление солидных буржуа, господ жизни.
Эти господа проберутся к первым местам жизни через деятельность ЧеКа, совершив неисчислимое количество расстрелов…Самая зловещая фигура в России …- фигура этого нового молодого человека. В ней может быть загублена душа России, призвание русского народа. Этот новый антропологический тип…может обернуться русским фашизмом….
Россия делается впервые буржуазной, мещанской страной, какой она никогда не была.
Ловкие, беззастенчивые и энергичные дельцы мира сего выдвинулись и заявили свои права быть господами жизни…
Россия переживает эпоху деморализации, погони за наслаждениями жизни…Русские люди привыкают к рабству, им больше не нужна свобода, они предали свободу за внешние блага. Чёрное чувство зависти становится определяющей силой мира…
В России прерывается культурная традиция. Предстоит страшное понижение уровня культуры, качества культуры…Новая русская буржуазия…предъявит спрос на техническую цивилизацию, но не будет нуждаться в высшей культуре, всегда аристократической. Неотвратимо должен произойти процесс варваризации.”