Основание философии музыки

В начале было слово, т.е. Бог, Который сотворил мир. И в начале был звук, который сопутствовал творению. И первым звуком, который произнёс человек, был плач, и плач этот стал началом познания сотворённого мира и взывания к Богу.

Музыка - особая субстанция. Ей нет прототипа в природе. Её истоки - стон и плач. Особенное развитие её выразительные средства претерпели за последнее столетие.

Музыку можно рассматривать как миф, ритуал, сновидение, как игру, исто­рический документ или показатель эволюции мира и сознания. Но самая важная её задача - познание мира, выраженное в особой форме.

Человек вмещает в себя Вселенную. Через него осуществляется богопознание и миропознание. Музыка - это то средство, которым осуществляется раскрытие души человека и божественного духа, ей присущего.

In interiore homine habitat veritas – Истина обитает во внутреннем человеке (Св.Августин).

Музыка представляет собой адекватное выражение душевной жизни. В ней важен не конечный результат, но каждый момент, рождающий переживание. Важен не как факт психической деятельности, а постольку, поскольку он направлен к той таинст­венной и грандиозной цели, которая может считаться главной целью каждой души,  к познанию Бога в себе.

Музыка - это посредник между Богом и человеком. Музыка - это сгус­ток духовной энергии, призванный пробудить в человеке нравственное сознание, очистить душу.

Творение музыки - ответ человека Богу, акт любви и покаяния. Истина - в красоте. Красота оправдывает человека, она есть раскрытие его божественной природы.

Музыка передаёт весь возможный спектр переживаний и их оттенков. Рас­ширение этого спектра, проникновение в более глубокие слои внутреннего мира ведёт к раскрытию в себе мира Иного, запредельного. Этот путь я называю "пенетратой": это не форма и не стиль,  но цель и результат. Все возможные способы выражения могут быть использованы для достижения этой цели.

Психологическое направление в музыке является центральным. Болеслав Яворский считал музыкальный романтизм началом психологической эпохи в му­зыке. В этом смысле я могу назвать себя романтиком. Или точнее - романти­ческим экспрессионистом: для меня важно экстатическое углубление в тайны духовного мира. Самораскрытие, предельно выраженное - искупительно. От­кровение - это изумление перед тайной творения.

Музыка - особая наука: космология духа. Она не требует спекуляций и ло­гических описаний. Она несёт озарение, и этот опыт передаётся непосредственно звуками.

Душа композитора, являясь манифестацией Мировой Души, раскрывает се­бя в звуках, и тем самым Мировой Дух вещает через неё.

 

                                                                                  Вячеслав Артёмов (1996)

 

ВВЕРХ